Способы проверить и улучшить читабельность текста

Что такое читабельность текста

Хорошая читабельность – это про легкое восприятие текста. Зависит от комплекса: юзабилити сайта, шрифта и структуры статьи. Способов убить читабельность десятки, даже размер шрифта влияет на восприятие, а вот улучшить – сложнее.

Влияние шрифта на читабельность текста

Из 10 экспертных мнений 7 будут о том, что шрифт с засечками ухудшает восприятие текста. Под волну негатива попал всеми любимый Times New Roman. Эксперты рекомендуют сменить его на Arial: это в секунду улучшит читабельность текста.

Размер тоже «имеет значение»:

  1. Оптимальный – 14 pt;
  2. Меньше 12 и больше 16 pt смотрятся странно.

Забывать о межстрочных абзацах тоже нельзя. Отредактировать отступы можно в разделе «Разметка страницы» в Word-овском документе.  Применяйте единый размер отступа и интервала ко всему тексту, чтобы строчки «не прыгали», а общая картина была целостной.

Влияние структуры на восприятие

Читабельным можно назвать текст, в котором автор учел требования к структуре и правильному оформлению статьи. Важно:

  1. Отбивать абзацы каждые 300-400 символов с законченной мыслью;
  2. Делать 1 список на каждую 1000 символов;
  3. Добавлять 1 подзаголовок на каждые 1000-1500 символов;
  4. Следить за длиной предложений.

По статистике, 90% посетителей читают заголовок статьи + подзаголовки + списки. Текст между ними просматривают бегло, и то, только в том случае, если вы зацепите внимание информацией. Как заставить читателя прочесть весь текст – вы узнаете в соответствующем разделе сайта.

Сложные предложения только ухудшают читабельность текста. Главный совет: упрощайте. Чередуйте короткие предложения  с длинными, разбавляйте односложными.

Как проверить читабельность?

Топовым сервисом считается Главред. Но! Он проверяет читабельность, параллельно убивая все живое в художественных текстах. Что делает программа:

  1. Анализирует текст на «лишние» местоимения, штампы, канцеляризмы;
  2. Помогает улучшать читабельность (дает советы о том, как исправить);
  3. Бездушно режет живые тексты.

Не используйте для проверки художественных текстов, для постов в инстаграм, для деловых переписок, где уместны штампы. В общем, если нужны эмоции, зацепить за живое читателя – Главред – не ваш вариант.

Какие фразы подчеркнет главред:

  • На сегодняшний день, в современном мире;
  • Лучшая на рынке, работаем на рынке, оказываем полный спектр услуг;
  • Вы/мы – лишние местоимения;
  • Общие/вводные: хотелось бы сказать, стоит отметить, подчеркиваем и прочие.

Эти фразы действительно только ухудшают читабельность текста. А если мы говорим о длинном тексте на 5-10 тысяч символов, состоящих сплошь и рядом из таких штампов и клише, то его точно никто не прочтет.

При проверке в анализаторе, вам будет выставлена оценка по 10-бальной шкале. Если вы «в красной зоне», измените предложения и фразы, уберите лишнее. Нужно дойти хотя бы до желтой зоны, в идеале – до зеленой. Например, этот текст Главред оценил в 8 баллов.

Как самому проверить читабельность?

Самый простой способ – отложить написанную статью на 2-3 часа и вычитать ее. Абстрагируйтесь и встаньте на место читателя. Как правило, то, что неинтересно вам – например, длинные абзацы, простыня текста, скучные заголовки, – будет неинтересно и посетителю сайта.

Также способ повысить читабельность – добавить информации. Используйте больше фактов, цифр. Например, «в компании работают специалисты высокого уровня», – плохое предложение. А «В ДонПласт средний стаж сотрудников 5-7 лет» это читабельный текст, хотя означает тоже самое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: