Что такое публицистический стиль текста?

Публицистический текст

Обычно при заказе на публицистический текст у копирайтера начинается легкий мандраж. Ладошки потеют, мысли путаются, мозг навязчиво кричит «откажись от работы». Всему виной это длинное, сложное и непонятное слово… Которое, кстати, очень легко объясняется. Чтобы вы не столкнулись с трудностями в работе, разберем, что такое публицистический текст и с чем его едят.

Немного теории: публицистический текст — что такое?

Если открыть учебник русского языка, мы увидим, что: публицистический стиль текста — официальный стиль средств массовой информации (СМИ) или стиль «обращения» к обществу.

Основная задача — донести мысль до адресата, убедить его в правдивости/достоверности/важности слов, побудить к действию. Причем не столько «купить что-то», сколько «изменить свое отношение, сформировать нужное для автора мнение, вызвать нужные эмоции».

Интересно: Первые публицистические тексты появились еще в Римской империи. Тогда они назывались Publicus.

Найти примеры текста публицистического стиля можно в СМИ. Откройте любую газету, журнал. Если макулатуры под рукой нет — перейдите на новостной портал города, региона, страны. Все написанные в СМИ тексты выдержаны в публицистическом стиле (не берем в учет статьи в соцсетях, на форумах). Чтобы лучше понять, что такое публицистический стиль текста, давайте сразу разберем несколько примеров.

Примеры и антипримеры публицистического текста

Статья публицистического стиля Статья не публицистического стиля
По словам нашего корреспондента Дмитрия, новость об изобретении нового оборудования для обработки земли привела всех жителей поселка в смятение. Перед администрацией встал вопрос… Наш корреспондент, Иванов Дмитрий Иванович, изучил вопрос производства нового оборудования и установил, что жители поселка не нуждаются в подобном устройстве. В процессе общения с представителями администрации было выяснено… (официально-деловой).
В пятницу, во второй половине дня набережную города практически полностью затопило волной. Очевидцы рассказывают, что это было похоже на кадры фильма-катастрофы. Огромная волна, не знающая границ и быстро набирающая скорость, в какой-то момент вырвалась на набережную нашего города. Казалось, что море готово унести с собой каждый столик, каждую скамейку… (художественный).

Тексты публицистического стиля могут содержать и признаки других стилевых направлений. Чаще всего встречаются элементы художественных текстов. Это и помогает подтолкнуть читателя на эмоции. Но в отличие от художественной, публицистическая статья более живая, импульсивная.

Научно-публицистические статьи

Часто публицистика включает элементы научного стиля. Встречаются даже полноценное научно-публицистическое направление. От классического его отличают много научных фактов, а также ЦА.

Вот некоторые примеры текстов научно публицистического стиля:

  • Стремительное падение рубля вызывает ряд вопросов. За последние 20 лет государственная валюта пережила три серьезных кризиса…
  • На момент 2021 года состояние компании NNN уменьшилось втрое, достигнув своего пика. Такое падение вызвано кризисом…

Самый простой способ, как понять что текст публицистического стиля, а не научно-публицистического — обратить внимание на ЦА. Если обычная статья направлена на расширенную целевую аудиторию, то научно-публицистическая — на определенную категорию людей (экономисты, юристы, политики и т.д.).

Основные признаки публицистического текста: как его определить?

Первый и самый жирный признак — это воздействие. Научный текст пишется для того, чтобы предоставить какие-то факты. Официально-деловой — чтобы отчитаться или задать вопрос. Публицистический текст же пишется с одной целью: воздействовать на человека. Хорошая статья должна заставить читателя дать ответную реакцию (пусть даже мысленную). Она должна вызывать эмоции (но при этом без лишних прикрас). Текст, после прочтения которого у читателя не появилось пищи для размышлений, трудно назвать публицистическим.

Дополнить признаки стиля может:

  • Актуальность. Все данные в статье должны быть свежими, имеющими подтверждение. Никаких цифр с головы и сомнительных исследований;
  • Ясность. Хороший публицистический текст — это тот, в котором нет сложных метафор, заумных выражений, узкотематических слов. Такие статьи пишутся на широкую аудиторию. А потому — должны быть понятны всем;
  • Языковые средства. Для экспрессивности может использоваться общественно-политическая лексика (гражданин, дебаты), аббревиатуры (ООН, ЮНЕСКО), газетные клише (сложная политическая обстановка);
  • Оценочность. Ситуация, описываемая автором, должна оцениваться им же или самими участниками ситуации.

Строится текст в публицистическом стиле как научное рассуждение с элементами оценивания. Сперва выдвигается важная проблема. Далее — она анализируется. Следом выносится оценка и определяются пути решения проблемы. Завершают статью обобщения, выводы.

Ищем статьи публицистического стиля: практика, практика и еще раз…

Чтобы закрепить знания, выполним небольшое упражнение. Спокойно. Никаких нудных заданий из учебников по русскому. Просто прочитайте 3 текста на одну и ту же тему и попробуйте найти публицистический стиль:

  • Текст №1:

Одуванчик — многолетнее растение, относящееся к семейству сложноцветных. Считается одним из самых распространенных в мире. Является ценным цветком для насекомых.

  • Текст №2:

Одуванчик — одно из самых распространенных на планете растений. Но мало кто задумывался о том, что даже эти цветы постепенно стираются с лица нашей планеты. За последние 10 лет популяция этих растений сократилась вдвое. Основная причина тому — изменение ландшафта, укладка новых дорог, вырубка лесов. Человек сам убивает растения. Может пора задуматься над этим?

  • Текс №3:

Одуванчик — прекрасный цветок, несущей радость, счастье, легкое летнее послевкусие. Укрытые им лужайки похожи на желтые, воздушные облака. Так и хочется плюхнуться в них и раствориться в моменте. Не правда ли?

Спойлер: это второй вариант. Здесь есть:

  1. Актуальный факт;
  2. Оценка автора;
  3. Четко поставленная проблема, ее причины;
  4. Призыв читателя к действию.

В данном случае публицистическая статья — это посыл всему миру, чтобы задуматься о популяции одуванчиков (все данные вымышлены, переживать за цветы не стоит). Первый текст — сухо научный. Третий — художественный.

Как использовать все это на практике?

Теперь осталось научиться работать с публицистическим стилем текста. Несколько советов:

  1. Обращайтесь к массам. Независимо от того, где используется публицистический стиль, он должен быть понятным для всех читателей. Пишите понятно;
  2. Делайте текст живым. Просмотрите описанные выше примеры текстов: в каждом есть оценка, какое-то мнение. Статья должна быть эмоциональной. Приветствуются экспрессивность, собственное мнение;
  3. Используйте достоверные факты. В примерах мы описывали несуществующие факты (чтобы лучше была понятна разница стилей). Но на практике так делать нельзя. Каждое слово должно быть правдивым;
  4. Общайтесь с читателем. Задавайте риторические вопросы, побуждайте к размышлению, обращайтесь прямо.

И последний совет: представьте, что вы пишите статью не на сайт, а в обычный новостной журнал. Ваша задача — пообщаться с читателем, донести до него основную мысль и побудить к рассуждениям.

Пишите, пишите и еще раз пишите! Начинайте с небольших заметок и переходите к полноценным публицистическим статьям. Только практика поможет в освоении этого стиля!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: