5 стилей текста в русском языке и сфера их применения

Стили текста в русском языке

Помните эти скучные задания на уроках русского языка: «Определите тип и стиль текста, распишите их особенности…»? Тогда это казалось максимально бессмысленным и ненужным. Но, как показало время, знать русский язык — нужно. Причем не только для общего развития, но и для заработка. Если вы знаете, какие есть стили текста и умеете с ними работать, то пробиться по карьерной лестнице копирайтера будет куда проще…

Что такое стили текста? Начинаем с азов…

Если не перегружать мозг определениями, то стиль текста можно назвать просто совокупностью разных языковых элементов. Это способ передачи мысли, отличающийся определенными особенностями:

  • Цель;
  • Языковые средства;
  • Стилевые черты;
  • Сфера применения;
  • Форма изложения и т.д.

Все стили текста являются исторически сформированными. Сегодня новые направления не создаются. Но зато расширяются уже существующие. Кстати, всего их (основных стилей) 5.

Научный стиль текста

Научный стиль текстов — это язык всех учебников, докладов, дипломных работ и т.д. Используйте его при подготовке рецензий, отзывов, официальных статей, инструкций.

Научная речь отличается:

  • Логичностью;
  • Безэмоциональностью;
  • Точностью.

Если говорить о языковых средствах, то тут преобладают:

Языковые средства Примеры
Термины, профессиональная лексика гипотенуза, магнитная буря, классификация
Производные предлоги в течение, в связи, в результате
Вводные слова во-первых, так, согласно предположению
Абстрактная лексика горение, протяженность, патриархат

Самый верный способ, как определять такой стиль текста — это эмоции. Тут они полностью отсутствуют.

Художественный стиль

Художественный формат используется всеми прозаиками и поэтами. К нему относятся романы, рассказы, новеллы, повести и т.д. Для всех таких произведений характерны:

  • Образность;
  • Эмоциональность;
  • Оценочность;
  • Эпитеты, метафоры и т.д.

Задача художественной речи — воздействовать на воображение. Поэтому если пишите небольшой рассказ, максимально задействуйте слова в переносном значении, художественные образы, сравнения. Кстати, встречается такой стиль текста не только в литературе, но и копирайтинге. Самый яркий пример — сторителлинг.

Официально-деловой

Официально-деловой стиль текста в русском языке — это формат всех законов, нормативов, инструкций. Для него характерны:

  • Информативность;
  • Точная направленность;
  • Безэмоциональность;
  • Четкая последовательность повествования.

В копирайтинге официально-деловой формат написания текста встречается в инструкциях, объявлениях, деловых письмах. Писать их лучше с помощью Главреда. Этот сервис помогает быстро убрать лишний эмоциональный мусор и сделать материал сухим, четким, строгим (то, что нужно в данном случае).

Особенности публицистического стиля

Публицистический стиль текста — это главное оружие всех журналистов и большинства копирайтеров. Его суть заключается в том, чтобы убедить читателя в конкретном мнении, воздействовать на него и заставить совершить целевое действие. Поэтому именно он используется для статей, рекламных постов. И написать их вам помогут:

Языковые средства Примеры
Сочетание высокой и сниженной лексики беспредел и отечество, шумиха и держава
Ярко окрашенные средства метафоры (серебряные волосы), олицетворения (кожа дышит), оксюморон (сладкая боль)
Выразительные конструкции предложений риторические вопросы, восклицательные/вопросительные предложения, разделение одной мысли на несколько предложений

Тут, как и в художественном, также возможно использование эмоционально окрашенных слов, предложений. Как тогда отличить художественный текст от публицистического? Просто запомните: художественные повествуют и только рассказывают, а публицистические — призывают и направлены на достижение определенной цели, заставляют задуматься.

Где используется разговорный стиль текста?

Разговорный стиль написания текста идеально подходит для постов в блогах, сторителлинга, статей от 1-го лица. Здесь можно смело использовать просторечия (шлепнуться), литературные тропы (горящая голова, золотые руки), восклицательные/вопросительные предложения и т.д. Такой формат текста в русском языке считается самым простым, непринужденным. Это та же дружеская беседа или разговор, но только перенесенный в текстовой формат.

Как определить стили текста для заказа?

С тем, какие бывают стили текста, разобрались. Но зачем это вам как копирайтеру? Все просто: зная особенности каждого формата изложения мысли, вы сможете максимально приблизить работу к целям и ожиданиям заказчика. Главное — определить стиль текста, подходящий для конкретного заказа. Сделать это можно по его цели:

Цель (что нужно заказчику?) Стиль (как пишем материал?)
Передать деловую, официальную информацию, проинформировать читателей, провести инструктаж Официально-деловой
Сообщить результаты работы/исследований/опытов, ознакомить с научными исследованиями, предоставить отчет Научный
Передать личную информацию, рассказать о значимом событии, донести обыденную информацию Разговорный
Убедить в чем-то читателя, побудить его к нужному действию, заставить его задуматься Публицистический
Пробудить воображение читателя, красочно описать событие/явление/происшествие, выразительно высказать личное мнение Художественный

Общая схема работы по заказу выглядит так:

  1. Уточните у заказчика цель работы;
  2. Определите стиль текста, максимально приближенный к поставленной цели;
  3. Просмотрите особенности выбранного стиля и начинайте работать.

Например, если заказчику нужна инструкция, то сразу отбрасываем в сторону эмоциональность, эпитеты, красочные словечки. Какой может быть стиль текста, если цель — инструктаж? Верно — официально деловой. А для него у нас характерны безэмоциональность, четкость, лаконичность. С учетом этих характеристик и пишем материал. Когда он готов — прогоняем все через Главред. Если оценка в зеленом диапазоне, то смело отправляем работу на проверку (конечно, не забываем перед этим проверить ее на соответствие другим требованиям ТЗ).

Главное, не забывайте, что все стили текста в русском языке не имеют четких границ. Поэтому если заказчик требует написать деловое письмо, но сделать его эмоциональным, не спешите описывать ему черты официально-деловых материалов и отказываться от работы. Помните, мы не на уроках русского языка. В копирайтинге главное — чтобы материал соответствовал требованиям заказчика и его целям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: