Какие бывают виды, стили и жанры текста?

Виды текста

Хороший врач должен знать, какие бывают лекарства: чтобы правильно подобрать лечение для пациента. Точно также и хороший копирайтер обязан знать, какие есть стили и жанры текста, чтобы четко выполнить задачу заказчика. Эта тема подробно рассматривается школьной программой русского. Но, признаемся, мало кто считал такую информацию полезной. Поэтому сегодня кратко рассмотрим основные виды текста (речи) и их особенности.

Основные типы текстов и их особенности

Тип речи — это логическая последовательность рассказа. В русском языке различают всего 3 типа текста, для каждого из которых характерны свои особенности:

Тип Особенности Краткий пример
Описание Изображение какого-то предмета, явления с помощью перечисления его особенностей. Отвечает на вопросы «какой? как выглядит» и т.д. Снег шел пятый день. Мокрый, противный. Он таял от прикосновения с землей, превращаясь в лужи. И был дико раздражающий.
Повествование Рассказ о каком-то событии, выдержанный в четкой временной последовательности. Отвечает на вопросы «что? где? когда?». В понедельник с самого утра начался снег. Сперва он опускался на землю крупными хлопьями и даже формировал небольшие сугробы. Но уже ко вторнику все растаяло. А снег при этом продолжал идти…
Рассуждение Подтверждение или опровержение какой-то мысли через доводы, факты, разъяснения. Отвечает на вопросы «почему? зачем?». Итак, зима наконец-то наступила. Но разве ее можно назвать настоящей? Мокрый снег, не успев коснуться земли, тает и превращается в дождь. Все это больше похоже на позднюю осень, чем на предновогоднюю погоду.

В копирайтинге используются все типы текстов. Описание — для создания карточек товаров (обычно). Повествование — в сторителлинге. А рассуждение — в рекламных и официальных материалах.

Разбираемся со стилями речи в русском языке

Стиль определяет текст по способу его изложения. Чтобы было проще: это «одежда» текста. Тут работают те же принципы, что и в жизни. Если человек одет в строгий костюм, то, скорее всего, он работает в деловой сфере. А если в фирменный, дорогой спортивный костюм — спортсмен. Также и в тексте: по его «одежде» (стилю), можно определить, в какой сфере он работает. Стандартная классификация разделяет речь на 5 стилей:

  1. Научный. Здесь много терминологии, приложения, сложные формулировки. Яркий пример – диссертации, дипломные работы;
  2. Официально-деловой. Основной стиль документов. Используется для отчетов, инструкций, докладных. Характерные черты: прямой порядок слов, точность, отглагольные существительные (бурить — бурение, награждать — награждение), языковые клише;
  3. Художественный. Стиль литературных произведений. Главная особенность: экспрессивно-эмоциональная лексика. Тут используются эпитеты, оттеночные слова и даже ругательства. Фишка художественного материала — яркое и четкое выражение позиции автора.
  4. Публицистический. Главный стиль СМИ (новостные блоги, газеты, онлайн-журналы). Его задача — влиять на мнение аудитории. Поэтому публицистические материалы отличаются словами, имеющими большое значение (общественное, экономическое, политическое): развитие, патриотизм, прогресс. Также к характерным чертам стиля относятся: логичность, эмоциональная насыщенность, образность.
  5. Разговорный. Формат живого общения. Яркий пример: текст в Instagram, в котором блогер вступает в непосредственный диалог с читателями. Еще один пример — письма. Разговорный стиль характеризуется ярко выраженными эмоциями, авторской оценкой, просторечными словами.

Поэтому, если перед вами стоит задача написать официально-деловой текст по теме, не стоит злоупотреблять художественными определениями, образами. Точно также они будут неуместны в научных материалах. А вот в разговорных, художественных текстах можно смело давать волю краскам, эмоциям.

На какие жанры подразделяются тексты?

С жанрами немного сложнее. Вообще, заказчики редко требуют соблюдать какой-то определенный жанр (это больше требуется при написании полноценных литературных произведений). Но для общего развития лучше ознакомиться с ними. В русском языке определяются следующие виды жанров текста в каждом стиле:

Стиль речи Возможные жанры
Художественный рассказ, стихотворение, новелла, повесть, роман
Научный статья, рецензия, диссертация, аннотация, обзор
Официально-деловой постановление, отчеты, деловое письмо, коммерческое предложение
Публицистический статья, очерк, эссе, интервью
Разговорный монолог, диалог, разговор, продающая статья

При работе над текстом важно соблюдать правила использования стилистических элементов. Если этого не делать, то материал получится нечитабельным, непонятным, сложным. Как результат — негативное отношение читателей (а вместе с ним — и негодование заказчика).

Например, если вы пишите статью для СМИ, то обязательно должны использовать особенности публицистического стиля (подробнее они описаны ранее). А если аннотацию к книге, фильму — то элементы научного стиля. Но строгих границ нет. Т.е. вы можете включить в публицистический текст фрагменты разговорного или научного. Главное — четко понимать, для чего это делается (и оправданы ли такие действия), и соблюдать установленные заказчиком требования.

Какой жанр и стиль текста наиболее популярны в копирайтинге?

Копирайтер — универсальный писать, который должен уметь работать со всеми типами, стилями, жанрами. Но по опыту можно сказать, что чаще всего приходится сталкиваться со следующими:

  • Типами: повествование, описание;
  • Стилями: публицистический, научный, разговорный;
  • Жанрами: обзор, статья, коммерческие предложения, продающие статьи.

Хорошо зная каждый стиль, тип и жанр текста, вы сможете виртуозно владеть словом и подготавливать материалы под любые ТЗ. И помните: встречают всегда по одежке. И относится это не только к людям, но и текстам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: